Мне рассказала эту историю одна бабулечка в Цабале (горная местность в Абхазии). На вид ей лет триста я б дала, но зубы все свои были и трубка постоянная в этих зубах с очень ароматным каким-то табаком…
Говорит: «Дед моего отца знал человека, который Младшего сына нашего Ашхи нашел нечаянно».
Для справки: Ашха — бог гор у абхазов, а его жена — Владычица Вод Дзыдзлан, и там всё очень непросто, в их божественном семействе.
В общем, давным-давно у одного охотника жеребец‐трёхлетка убежал в лес, охотник его искал очень долго. И было это, по моим подсчётам, в конце XIX века.
Ходил охотник по горам Цабала, коня своего звал-выкликал, и однажды случайно набрёл на неприметную тропу в лесу, ведущую к каменному карнизу, а за карнизом был спуск куда-то вниз. Охотник порядком устал, да и стемнело уже, лег он спать прямо там, в лесу. И во сне к нему пришел юноша в фиолетовой черкеске.
Имя юноши (бабушка назвала), на абхазском языке звучит и совершенно непроизносимо, и очень нежно…
— Яблок, — говорит юноша, — мне принеси, а я тебе коня отдам. Найдешь меня, если проберёшься за скалы, что скрываются далеко внизу за карнизом из желтого камня.
Охотник, который был совсем не робкого десятка, проснулся моментально и понял, что сон тот не просто так ему привиделся. Пошел яблоню искать — пришлось вернуться к селу, километров 10 отмахал, там далеко и сейчас до жилья. Ну, или ближе были села тогда, может, но прошел он много.
Яблок набрал в мешок и вернулся опять в лес, выбрал лучшие, в мешке их оставил, а остальные на тропе, по которой шел, разложил, как Мальчик-с-пальчик — крошки.
По мелкой горной реке вброд к карнизу из желтого камня прошел, залез наверх — а там огромные глыбы навалены, нет прохода.
Но абхазцы так просто не отступают — долго охотник ползал там, искал, всё ему чудилось, что ржание коня своего слышит из‐за каменной преграды. Измучился, но нашел дырку какую‑то, еле протиснулся в неё, волоча за собой мешок с яблоками. Прополз между скал, кусты колючки порубил ножом, вышел из каменной норы, глянул и остолбенел: каньон маленький перед ним, стены ввысь уходят, а в центре каньона — синее озеро, гладкое, как стекло. Посреди зеркала воды возвышается голова, огромная голова воина в фиолетовой одежде, а над головой — круглая дыра скалами образована и небо в ней видно.
Говорит бабуля: «Охотника как под руку толкнули — опустил в воду яблоки и они к фигуре в воде тихо поплыли, хоть и не было течения там… Поклонился да полез назад, вышел из каньона опять к речушке, а там конь его стоит. Человек тот до конца дней клялся: неоткуда коню там взяться было, именно в том месте, не было следов вокруг никаких — ни копыт конских, ни человеческих ног…»
Так Шакуран, Младший из Древних, нашел способ показаться людям.
Он и сейчас любит, когда в воду его озера опускают цветы и фрукты.
Это мощное знаковое место, но путь туда непрост и долог. К Шакурану лучше идти только со знающими местными проводниками. И не шуметь там, не орать и не пить спиртное — это важно.